Естественное старение древесины - процесс достаточно долгий и зависит от условий начальной обработки, условий эксплуатации и окружающей среды. Именно поэтому на сегодняшний день существует множество способов имитации состаренной древесины и соответственно мебели, которая из нее сделана или делается. В данной статье - рассказ о самых популярных приёмах декоративного старения мебели и их особенностях.
" />Естественное старение древесины - процесс достаточно долгий и зависит от условий начальной обработки, условий эксплуатации и окружающей среды. Именно поэтому на сегодняшний день существует множество способов имитации состаренной древесины и соответственно мебели, которая из нее сделана или делается. В данной статье - рассказ о самых популярных приёмах декоративного старения мебели и их особенностях.
Старение древесины – это модная тенденция нашего времени, которая лет двадцать назад казалась такой же нелепой как питьевая вода в бутылках. Тренд к состариванию предметов интерьера побудил многие компании выпускать инструменты и смеси, которые ускоряли бы этот процесс с десятков лет до нескольких дней без воздействия влаги, перепадов температур, солнечного света и других природных факторов. Все начиналось с придания мебели и интерьеру мотивов национального колорита в общественных местах, а затем перешло и в домашний обиход, потому как каждый стремился придать своему интерьеру «изюминку». В данной статье я хотел бы обратить внимание на способы имитации старения дерева и разобрать некоторые технологии. В основном это - ручная работа, и имея определённый запас терпения и инструмента под рукой, каждый может добавить интерьеру своего дома немного старинного шика.
Самый оптимальный и простой способ придать дереву «старый» вид – это браширование. Берем дрель, железную щетку и удаляем мягкие волокна, формируя рельеф, который присущ старой древесине и, чем глубже неровность, тем старее будет казаться ваше деревянное изделие. Вращающуюся щетку необходимо перемещать вдоль волокон с одинаковой скоростью и нажимом, в противном случае смажется узор годовых колец.
Ещё одним способом является обжиг. С его помощью можно придать оригинальности предметам мебели или даже целым помещениям. В детстве мой отец обжигал паяльной лампой деревянные панели, которые затем смотрелись очень оригинально на стенах. После обжига, при необходимости, нужно промыть нанесённый рисунок водой и покрыть ЛКМ. Степень и интенсивность обжига зависит от ваших предпочтений, цвет может получиться от светло-коричневого до обуглено-черного.
К химическому воздействию на процесс состаривания можно отнести отбеливание. Этот способ всегда считался универсальным для подготовки древесины под окраску, но со временем было замечено, что отбеливание может придавать выразительность тонам древесины, схожим по виду с вековой мебелью. Некоторые породы в данном случае приобретают несвойственные для них цветовые оттенки, возникновение которых возможно только при длительной эксплуатации. Растворы могут быть разными и, соответственно, эффект тоже будет различаться. При отбеливании можно менять и концентрацию самого раствора, и пропорцию компонентов. Важно учесть, что данный способ подходит лишь для лиственных пород дерева. К старению также можно отнести тонирование пропитками, при котором изменяется текстурный оттенок дерева. В данном случае оттенок древесины изменяется за счет химических реакций клетчатки и вводимых реагентов. Для тонирования существует великое множество рецептур.
Патинирование это - профессиональная окраска древесины патиной, которая придаёт оригинальный вид поверхности. Разнообразная палитра цветов и воображение могут создать массу вариантов, из которых определённо получится выбрать «свой». Изначально понятие «патина» означало тонкую оксидную пленку, образовывающуюся на медной поверхности, которая создавала «постаревший» вид. С течением времени этим модным словом стали называть любой оттенок, придаваемый древесине с целью создания эффекта старины. Искусственное старение мебели, при котором используется специальный состав, называется патинированием. По сути, это имитация естественного изменения цвета поверхности мебели, которое происходит со временем. Самостоятельное патинирование в домашних условиях является обыкновенным окрашиванием, где привычные краски заменяются специализированными составами, которые не затрагивают внутреннюю структуру дерева, однако для производства мебели в промышленных масштабах используются совсем другие, тщательно выверенные технологии и профессиональные ЛКМ. Всеми этими способами можно придать оригинальность предметам мебели или даже целым интерьерам.
Хотите придать изделиям декоративный вид в стиле настоящего антиквариата? На помощь придёт кракелюр (от французского craquelure — трещина). Это профессиональная технология состаривания, выполняемая с применением специальных лаков, создающих подобие трещин на поверхности в виде тонкой паутины. Таким образом происходит улучшение эксплуатационных качеств изделия, а царапины и вмятины, появляющиеся со временем, придают шарм и смотрятся как часть декоративного оформления. Следует учитывать, что от толщины лакового слоя зависит ширина трещин: чем толще лаковый слой, тем линии сетки будут шире. Приём довольно непростой, но опыт и терпение помогут вам раз за разом совершенствоваться.
Одним из интересных и редких материалов для придания дереву «старинного» вида является битумная патина, как способ имитации воздействия насекомых. Текстильным тампоном или кистью мы наносим её на поверхность, а излишки удаляем. В углублениях обработанной поверхности остается битум, воссоздающий эффект вещи, которой давно пользуются. Чем больше битумного лака вы нанесёте, тем насыщеннее и темнее будет тон.
Когда хочется добавить в свой дом немного аристократического шарма и респектабельности, то поталь станет лучшим решением. Поталь - это имитация сусального золота, по своей фактуре и визуальному эффекту практически не отличающаяся от него. Изделия, которые покрыты поталью с соблюдением правильности технологии, иногда даже опытные специалисты не всегда могут отличить от сусального золочения. Работать с поталью нужно в непыльных комнатах, без сквозняков. Общая техника золочения состоит из четырех основных этапов: подготовка поверхности - нанесение клея - нанесение самой потали и обработка золочёной поверхности финишем (как правило это шеллак или цапонлак). В нанесении потали необходимы опыт и сноровка, так как её тонкие листы легко рвутся и могут окислиться. Перенесенная на подготовленную поверхность поталь выравнивается специальной кистью, для того, чтобы убрать излишки или дефекты, однако разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. Кроме основной - золотой, поталь бывает серебрянной, медной, бронзовой и продается листами и книжками. Золочение поталью пользуется огромной популярностью в среде дизайнеров и декоратов, в производственных же масштабах данный вид старения не так актуален.
Для защиты и улучшения деревянных поверхностей, для придания им блеска и гладкости можно использовать античный воск. Воск наносится на отшлифованную и очищенную от пыли древесину, а ранее отлакированные или покрытые воском поверхности не требуют предварительной шлифовки. При смешивании восков растительного и минерального происхождения мы получаем плотный защитный слой и подчеркиваем естественный рисунок и тон деревянной поверхности. После такой обработки воском изделие приобретает массу свойств, в том числе водоотталкивающие, антистатические, а также устойчивость к царапинам и загрязнениям. Воск может наноситься тонким и равномерным слоем ветошью или безворсовой или кистью.
Уделим внимание также маслам для дерева. Льняное и тунговое, относящиеся к растительным маслам - это натуральные продукты для работы с деревом. Наверное, не найти более экологичного отделочного материала. Масла можно применять как снаружи, так внутри помещений. К преимуществам данных продуктов можно отнести их высокие антисептические свойства. Они предохраняют дерево от высыхания, не закупоривают поры, давая поверхности возможность дышать, регулируют влажность, а также глубоко проникают в структуру древесины, делая ее поверхность эластичной. Изделия, пропитанные маслом, при должном уходе прослужат в течении многих лет.
Для придания вида “под старину” уже имеющейся мебели как при глобальном, так и незначительном её изменении, необходимо знать все аспекты и нюансы реставрации. Мебель начали реставрировать с самих времён её появления с учетом модных тенденций своего времени. Мода на реставрацию и приданию мебели антикварного вида и старинного шика возникла несколько десятков лет назад, достигнув сейчас своего пика. Появились отдельные мастерские и мастера-реставраторы, владеющие глубокими знаниями в области истории, а также профессиональными технологиями золочения и декорирования. Инструменты, используемые для реставрации, могут быть как современными, так и пришедшими к нам из прошлого века. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что реставрации подлежит любая мебель и любое изделие, а основной вопрос заключается в цене.
Старение и реставрация мебельных изделий - это интересная, и в то же время сложная, требующая знаний и умений, работа. Здесь я попытался рассказать вам о том, что стоит за словами “состаривание мебели”. В основном вышесказанное больше применимо к мебели, но я бы не был так категоричен. Отмечу, что в зависимости от способа и техники старения, можно обрабатывать практически любые деревянные предметы в доме, начиная от декоративных балок и стеновых панелей, заканчивая напольными деревянными покрытиями. Еще один немаловажный плюс — это придание прочности материалу вследствие удаления мягких компонентов дерева. А если скомпоновать такие элементы с металлом или керамикой, то оригинальность интерьера и долговечность службы данных изделий вам обеспечена.