Первый самолёт появился в небе над Ульяновском (бывший Симбирск) более 100 лет назад, в далеком 1913 году. Лайнер совершил демонстрационные полёты над Ярмарочной площадью. Именно тогда в регионе началась авиационная история. С того времени Ульяновск называли авиационной столицей. Однако, в 80-х годах город приобрел еще один неофициальный статус: «Ульяновск - мебельная столица»! На сегодняшний день в городе функционируют более 1000 мебельных фабрик, производящих качественную продукцию, которая пользуется немалым спросом. Многие фабрик, известны на всю Россию! Об истории становления «мебельной столицы» мы поговорили с генеральным директором компании «Багсан» Александром Саблуковым.
Медиа-менеджер ART in Wood - Мнение эксперта
- Александр, расскажите, за какие заслуги Ульяновск называют «авиационной столицей»?
- Вряд ли в России существует хотя бы один регион, на территории которого находились бы одновременно один из самых современных авиационных заводов «Авиастар - СП», два аэропорта класса «А», один из которых имеет одну из самых длинных ВПП в мире (5000 м в длину и 105 м в ширину). Еще в 1935 году был основан ВУЗ гражданской авиации. Также имеется целый ряд предприятий и организаций, выпускающих авиа компоненты и занимающихся научно-исследовательскими разработками в авиационной сфере.
- Александр, тогда как вышло, что сейчас Ульяновск называют не только «авиационной», но и «мебельной столицей»?
- Это получилось почти случайно! В начале 80-х годов от правительства на все крупные промышленные и военные предприятия поступила разнарядка по выпуску товаров народного потребления. И из министерства начали поступать планы. Я тогда работал как раз в управлении главного технолога и нам было поручено создать подразделение, которое будет заниматься как раз этой категорией товаров. Проанализировав, каких изделий не хватает в народе, мы начали выпускать ряд продукции, куда входили кухонные гарнитуры «миди». Тогда было создано совместно с англичанами предприятие «Симбирск интернешнл мебель». Англичане привезли оборудование и научили нас работать с деревом, мы делали много деталей для кухонных гарнитуров и отправляли их в Англию.
- А как англичане попали в Ульяновск?
- Опять же, разнарядка из министерства. Предложение создать совместно Советско-британское предприятие по производству товаров народного потребления, по изготовлению изделий из натуральной древесины. Оно специализировалось на выпуске изделий из сосны. Закончилась эта история с англичанами после 90-х. Тогда налоговая система была построена так, что на рубль оборота нужно было заплатить налогов 1 рубль и десять копеек. Русские при таком раскладе просто ушли в тень и не стали показывать свои обороты, а англичане же наоборот - декларировали прибыль скрупулезно и полностью. В итоге, оставшись без средств, они завершили участие в совместной работе.
- И всё же, в какой момент было положено начало становления «мебельной столицы»?
- В 1991-1992 годах случился кризис. Приезжали первые лица страны: Ельцин, Потанин, Гайдар. Всем говорили, что не дадут разрушить авиационную промышленность, но тем не менее финансирование прекратилось, заказов на самолеты стало мало и люди остались без работы. Многие из тех, кто был вынужден искать что-то новое, уже умели делать кухонные гарнитуры (благодаря англичанам) и постепенно они все начали в гаражах воспроизводить то, чему научились. Поскольку на те времена дефицит мебели все еще оставался и прилавки были пустым, те, кто в гаражных условиях быстро освоил и начал выпуск мебели, быстро поднялись. В то время родилось огромное количество мебельных производств, это и стало началом становления статуса «мебельная столица России».
- Продолжая разговор об иностранцах хочется узнать, была ли тогда какая-нибудь конкуренция со стороны иностранных производителей?
- Иностранной мебели практически не было на тот момент, в то время даже советской мебели было очень мало в принципе. Большая концентрация продукции была в Москве, но и там было очень мало импортной продукции. Импортная мебель начала появляться у нас в 2000-х годах в крупных городах, к нам она пришла году в 2005. К тому времени рынок был уже насыщен отечественными изделиями.
- Как Вы решили заняться своим бизнесом?
- Я начал свое дело довольно поздно, в 1998 году, на то время уже многие имели частный бизнес. Я занимался коммерческой деятельностью и вёл дела со многими предпринимателями, которые занимались изготовлением мебели. Общаясь с ними, понимал, что владею большим багажом знаний в этой области, ну и пришел к тому, что могу вполне их перерасти и быть при этом сам себе руководителем. Я занял у друга денег на уставной капитал, а когда зарегистрировал свою деятельность, снял эти деньги со счета и вернул долг. Оборудование собирали сами из подручных средств. Сначала производил скалки, разделочные доски. После начал делать складные стульчики, столы. В последствии я пришел к тому, что нужно переходить на более востребованную продукцию, начал с табуретов. Табурет нужен в каждой семье. Делали табуретки, затем стулья, ну и затем к стульям столы. И, поскольку, я имел хорошие навыки работы с древесиной, то начал производить мебель из натурального дерева, и это отличало мою фабрику от общей массы мебельщиков, которые клепали мебель из ДСП и ламината.
КРАТКАЯ СПРАВКА: ООО «Багсан» образовано в 1998 году в городе Ульяновске, в Поволжском регионе России. Предприятие специализируется на производстве мебели исключительно из массива дерева уже более 20 лет. Фабрика «Багсан» - одно из немногих предприятий, которое серийно производит столы и стулья из массива березы. Специализируясь на обеденных зонах, компания добилась высокого качества изготавливаемой мебели, которая обладает изысканными формами, удобством пользования и долговечностью. Продукция фабрики «Багсан» изготавливается из Волжской березы – твердой породы древесины, которая отлично подходит для создания прочной и долговечной мебели. Береза отличается своей благородностью и экологической чистотой. В отличие от большинства изделий из пластика и прессованных опилок, мебель, изготовленная из дерева, несет в дом тепло и уют.
- Выходит, что у Вас практически не было конкуренции?
- Конкуренция, конечно, была, просто она заключалась в том, что табуретка из ДСП стоила на то время 150 рублей, а так как мои табуретки и табуретки из ДСП продавались в одном магазине, я уже не мог поставить цену в 200. Мне приходилось опускаться практически до цен ДСП. И благодаря этим вынужденным мерам, мы разработали много различных креплений, которые привели нас к минимальным затратам по стоимости, и обеспечили высокую прочность и ресурс. В дальнейшем люди поняли, что мебель из натуральной древесины служит дольше и те, кто умеет считать деньги, постепенно стали отказываться от мебели из ДСП в пользу натурального дерева.
- Как сейчас обстоят дела с конкуренцией? И за счет чего вы выделяетесь на мебельном рынке?
- Сейчас есть конкуренция в плане изготовления стульев, есть много фабрик, которые освоили это производство, это не так сложно на самом деле. А вот что касаемо столов, то мы тут, можно сказать, уникальны, потому, что никто в Ульяновске пока нормально не освоил производство столешниц из массива. Все компании, существующие сейчас на рынке, берут либо ламинат за основу, либо МДФ и его шпонируют. Да, по внешнему виду они очень похожи с натуральным деревом, но с точки зрения эксплуатации - это небо и земля. Шпон со временем отстает от МДФ, если на него что-то пролить, МДФ начинает набухать и с этим уже ничего не сделаешь. Мы же смогли добиться отличного качества, применяя технологии англичан, работе с которыми я имел возможность научиться. Теперь мы просто занимаем свою нишу и у нас практически нет конкуренции.
- Мода в течение всего этого времени стремительно менялась. Какими были тренды раньше и какие они сейчас?
- Мода - это движение вперед, это всегда так было, есть и будет. Сначала была телега, потом появился первый автомобиль с паровым двигателем, потом первый запорожец и далее более совершенный автомобиль. Все они отличались друг от друга внешним видом, комфортом, ресурсом. То же самое и в мебели, если раньше были модными табуретки с прямыми ножками, то сейчас они имеют различные изгибы, которые придают им элегантности. Раньше, например, была популярна мебель, имеющая цвет чистого дерева, после пошла волна тонирования древесины, ну а в последнее время в тренде эмалевая отделка.
- И в заключении хотелось бы задать вопрос о партнерстве, как оно влияет на бизнес и в целом, что подразумевается под этим словом?
- Партнерство, оно если есть, обязательно должно быть взаимовыгодным. Результат будет только если обе стороны получают выгоду при сотрудничестве. Такие отношения, на мой взгляд, можно назвать партнерскими. В моей истории было много разного рода опыта связанного с партнерством, хорошего и плохого, что заставило тщательно подходить к вопросам о сотрудничестве. Покупатель сейчас на рынке у нас очень грамотный и требовательный. В наше время сотрудничая с правильными поставщиками, мы - производители, получаем преимущества перед конкурентами. Если ваше изделие не имеет хорошего качественного покрытия, подчеркивающего его внешний вид, глаз клиента не зацепится за него. Поэтому мы используем эмали от итальянского производителя «ILVA», качество покрытия которых легко привлекает клиента. Стоит добавить, что мы получаем не только качественный продукт, но и грамотную техподдержку от нашего партнёра. Плюс мы всегда находимся в курсе всех новостей в мире ЛКМ покрытий, технологий, всевозможных новинок, читая ваши статьи и принимая участие в проводимых мастер-классах и конференциях.
- Александр, благодарю Вас за такой интересный экскурс в историю становления ульяновского мебельного производства и просто за отличную беседу. Я желаю Вам удачи, а фабрике процветания и благодарных клиентов!